Советское пиво: от истоков до «Жигулёвского» (18+)

Остановить пьяные погромы в городах большевикам удалось только к концу 1917 года. Бороться с пьянством среди красноармейцев приходилось и всю Гражданскую войну, и после. Сухой закон декларировался при этом как антибуржуазная мера, как борьба с буржуазными привычками, мол, питие — пережиток ненавистного капитализма. Пьянство, — говорила партия, есть результат социалистического неблагополучия, «симптом традиционной психологии капиталистического общества» (по Ленину).

Однако пьянство оставалось делом неистребимым. Горожане добывали самогон в деревнях, покупали аптечный спирт, чтобы развести водой и употребить, пили коктейли из спиртосодержащих одеколонов, политур и других жидкостей. Некоторые ухищрения против ограничений носили прямо опасный для жизни характер. К примеру, в 1924 г. солдаты под Ленинградом выкрали из биолаборатории банки с заспиртованными земноводными, но, к сожалению, оказалось, что смесь спирта с формалином пить нельзя.


Дореволюционная реклама пива, 1896 г. (Pinterest)

Поэтому неудивительно, что с началом новой экономической политики (НЭП) власти вернули в легальное поле производство хмельного: если пьянку не получается запретить, нужно её если не возглавить, то хотя бы узаконить.

НЭПское и государственное

В феврале 1922 г. правительство советской России дозволило производство виноградных вин до 12 градусов, пива и хлебного вина или «рыковки» (водки крепостью до 30 градусов; в 1925 г. разрешили и 40-градусную). С произведённого взимались акцизы — «с пива, меда, кваса и фруктовых и искусственных минеральных вод». До революции 1917 г. пиво варили более девятисот пивоварен и пивзаводов. Добрая треть сохранилась и заработала вновь — некоторые под государственным управлением, но большую часть арендовали «частники», нэпманы. НЭПское и государственное пиво начали продавать в розлив и в бутылках.

Варили то же, что и при царе. По немецким рецептам и технологиям изготовляли популярные «Баварское», «Красное баварское» и тёмное «Мюнхенское», «Кульмбахское» и «Бок», светлое австрийское «Венское» (на Жигулёвском , «Пильзенское», варили портеры и эли, недорогие сорта «Столовое» и «Светлое». Народ любил «Мартовское» и «Кабинетное», спросом пользовался и совсем некрепкий (1−1,5%) сорт русского пива «Чёрное», похожего на квас. Многочисленные маленькие пивоварни изобретали свои рецепты и сорта.


Реклама 1928 г. (Pinterest)


«Пильзенское». (Pinterest)


«Мюнхенское», 1934 г. (Pinterest)

Из числа государственных пивзаводов 1920−30-х гг. крупными предприятиями стали московский «Союзный пивоваренный завод им. Бадаева», ленинградские «Красная Бавария» и «Степан Разин» (бывший «Калинкин»), тульский Тулспирттрест, пятигорский пивзавод…

Постепенно росло производство, а за ним и сеть распространения — пивные, лавки и винно-водочные. По статистике, в 1927 г. в крупных городах европейской части России молодые рабочие тратили на пиво и вино 16−17% зарплаты, что было в полтора раза больше трат на книги. В том же году в Ленинграде имелось 416 пивных, буфетов и столовых. В 1933 г. в «культурной столице» работали также 625 винно-водочных магазинов (в три раза больше, чем в середине 1920-х).


Реклама ленинградского пива, 1920-е гг. (Pinterest)


Этикетки 1920-х гг. (Pinterest)

Жигулёвское пиво

В конце 1920-х гг. государство вытеснило нэпманов с рынка, и всё пивное производство контролировал отныне Наркомпищепром СССР. Он почти полностью порвал с дореволюционными традициями пивной торговли — очень скоро старых названий остались единицы. В начале 1930-х гг. самыми распространёнными стали стандартные сорта «Светлое № 1», «Светлое № 2», «Тёмное» и «Чёрное» (итого 2 светлых и 2 тёмных). Кроме русского «Чёрного», они походили на немецкие сорта «Пильзенское», «Венское» и «Мюнхенское». Во второй половине 1930-х гг. число основных, массовых сортов советского пива сократили до трёх: светлые «Русское» и «Жигулёвское» (аналог «Венского»), а также тёмное «Украинское». Название «Жигулёвского» (по имени пивзавода в Самаре) придумал, как считается, сам Анастас Микоян. Производство этого пива началось в 1938 году.

Варили стандартное и массовое пиво на Жигулёвском заводе в Самаре, на пивзаводах Ростова-на-Дону, Москвы, Одессы и Харькова. Предприятия поменьше продолжали выпуск «Портера», «Мартовского» и «Карамельного». К 1939 г. появились дорогие светлые «Московский высший сорт» и «Столичное», «Киевское», «Московское», «Ленинградское», «Бархатное», «Союзное», «Полярное». Производство их сохранилось затем и после войны, появлялись новые марки. Варили их всё так же, в основном по немецким и чешским технологиям.


Этикетки «Венского» и «Жигулёвского». (Pinterest)


Этикетки 1930-х гг. (Pinterest)


Плакат 1940 г. (Pinterest)

Советское пиво долго не хранилось и в течение нескольких дней продавалось, большей частью в розлив, меньше — в бутылках.

Рецепт жигулевского пива

Для приготовления классического жигулевского пива будем использовать сусловарочный котел.

Ингредиенты:

  • Венский солод – 4 кг;
  • Ячневая крупа дробленная – 800г;
  • Хмель Подвязный – 50г;
  • Дрожжи Bohemia Lager M84 – 10г

Оборудование:

  • Сусловарочный котел на 30 л;
  • Кастрюля объемом 12-15 л;
  • Мельница для помола солода;

Весь процесс приготовления делится на несколько этапов. О них читайте ниже.

Губит людей не пиво, или???

До 1914 г. потребление пива в России держалось на уровне около 6,5 л в год на душу населения (примерно в 9 раз меньше, чем в Англии, и почти в 20 раз меньше, чем в Германии). В начале 1920-х гг. производство ещё восстанавливалось и не могло дать столько. К тому же до начала 1930-х гг. власти довольно активно боролись с пьянством. По данным 1929 г., в Ленинграде 58% мужчин и 23% молодых женщины употребляли алкоголь регулярно, в Москве — 49,9% и 21,2%. В 1920-е это явление воспринималось правительством негативно: пьянство всегда мешает трудовой дисциплине (часто рабочие пили сразу после смены в ларьках возле заводов), а в пивных нередко хулиганили. Пропаганда и общественные активисты призывали к трезвости, к театру вместо пивной, открывали клубы трезвенников и периодически закрывали особенно злачные пивные и притоны, останавливали пивзаводы (во время антиалкогольной кампании 1929 г.).


Плакат 1929 г. (Pinterest)

В 1930-е гг., когда всё алкогольное производство и торговля оказались в руках государства, его политика поменялась. Употребление напитков теперь стремились «окультурить», сделать признаком материального благополучия советского народа: «Жить стало веселее…» Алкоголь продавался в симпатичных пивных-американках (с высокими стойками и без стульев), по сути — те же бары, в пивных-закусочных с музыкой (радио или патефон), в барах с оркестром и танцполом. В Ленинграде, к примеру, таких мест было более сотни. Продавали пиво допоздна (в том числе до 24 часов в винно-водочных). Стоило оно недорого — от 1,25 руб. за бутылку, в среднем 1,5 руб., а с 1940 г. — 2 руб. Соответственно, производство пива резко увеличилось в 1930-е гг. и росло в дальнейшем. В 1930 г. пива варилось уже в 3 раза больше по сравнению с 1922−23 гг. Вскоре был достигнут дореволюционный уровень потребления. Начали строить новые пивзаводы. Снизился объём производства лишь на время войны.

***

В 1960−70-е гг. пиво как противовес водке стало по-настоящему популярным напитком. Снова появлялись новые предприятия и сорта. В 1970-е гг. потребление превысило 17 л на душу населения, росли масштабы пивного алкоголизма, особенно коварного из-за кажущейся безопасности некрепкого напитка. «Налегали» на пиво и во время горбачёвской антиалкогольной кампании. Легендарное «Жигулёвское» варили буквально сотни заводов по всему СССР (рекорд — 735 предприятий). Правда, рецептура и уровень торговли были уже не те, что прежде, в 1930-е гг. А в 1990-е гг. советское пиво с «буржуазным» оттенком навсегда ушло в прошлое.

Разливное пиво в СССР, как можно было это пить?

Убит президент Гаити Жовенель Моиз

Речь пойдёт не о выполнении интернационального долга нашими солдатами на территории Афганистана, а о том, что относилось, как ни странно, к сфере советского общепита, но так или иначе, также походило на сводку боевых действий.

«Душманами» называлась группа «активистов» — местных ханыг, сколоченная в единую группировку, распределяющую очередность покупателей, выстроившихся за разливным пивом.

Не знаю, была ли такая тенденция в других городах, но в Новосибирске (возможно только на его окраинах) она представляла собой социальное явление, к которому все привыкли и считали чуть ли не нормой.

Пивные киоски в советское время, представляли собой небольшие павильоны, с ёмкостями для закачки пива, из которых и происходил разлив пенного напитка в тару, принесённую покупателями.

Бутылочное пиво в Советском Союзе, было дефицитом. По крайней мере в Новосибирске в конце 80-х. Единственным способом покупки пива, был его разливной вариант. Пиво на розлив стоило по тем временам от 50 коп -63 коп., за литр. Если сравнить со стоимость поездки в метро, которое в то время стоило 5 копеек, а сейчас 25 рублей, то получается, что литр советского пива обходился потребителю в 250 рублей за литр на современные деньги. Как правило это были такие сорта как: «Жигулёвское», «Ячменный колос», «Мартовское».

Местные мужики следили, когда к киоску подъезжает машина и сливает свежее пиво. Сразу выстраивалась очередь. На пивном киоске, вывешивалась табличка: «ждите отстоя пива». К этому моменту возле киоска уже появлялись «душманы». Они занимали место возле окошка, и пропускали вне очереди тех, кто платил им сверху установленной цены. Как правило, за трёх литровую банку пива стоимостью 1руб.50 копеек, они брали сверху свой полтинник. Пролезть мимо «душманов», как правило ни у кого не получалось.

За счёт чего «душманам» удавалось держать установленный ими же порядок?

На это влияло три фактора: первый – желающих купить пиво было больше чем самого пива; второе – организованная группа агрессивных «активистов», могла воткнуть нож в нарушителей ими установленной дисциплины, в местах продажи пенного напитка (поэтому подъезжающий милицейский уазик был не редкостью); третье – продавец пива был чуть ли не главным в этой когорте людей, место которым не возле пивного киоска, а в местах не столь отдалённых.

Обычному покупателю приходилось либо платить, либо уповать на то, что пива ему хватит.

При этом пиво, как правило, разбавлялось водой. Надо сказать, что продавцы пива по уровню достатка советского человека, были состоятельными людьми. Не редко можно было увидеть через небольшое окошко пивного киоска, надетую на шею толстую золотую цепь с оттягивающим её массивным крестом, а на пальце золотую «гайку». Видимо через пару лет, когда начались «бандитские 90-е», эта мода перекочевала в имидживый набор примочек «новых русских».

Многие говорят о замечательных вкусовых свойствах советского пива. По моим ощущениям скажу: пиво было неплохим, но восторгаться его вкусом, на мой взгляд, излишне самонадеянно. Пиво – как пиво. Сейчас есть образцы куда как лучше!

Разбавленное же водой пиво, было не то чтобы совсем говённым, — пить его было можно, но всё же…

В то время, меня до одури поражал тот факт, что все (абсолютно все покупатели!) знали, что пиво разбавляется водой (в то время, когда происходил процесс отстоя слитого пива), и при этом считали это нормальным процессом! Никто не возмущался.

Иногда продавец так увлекался процессом добавления воды в резервуар с «Жигулёвским» что пиво действительно походило по вкусу на ослиную мочу.

Так что количество воды существенно влияло на вес золотых цепей и печаток у тружеников советского общепита. Благо, что у нас в Новосибирске, хоть вода была хорошая!

Тара, за которой люди приходили за пивом была как правило двух типов: трёх литровая стеклянная банка, закрывающаяся полиэтиленовой крышкой, или алюминиевый бидон, разных ёмкостей.

Но, светский человек мог удивить кого угодно в своей импровизации. Были случаи, когда приходили за пивом с обычным десятилитровым ведром, или эмалированным тазиком.

В Советском Союзе, как государстве было много хорошего. Очень много. Но были явления, о которых без содрогания вспомнить сейчас нельзя.

Не являясь сторонником без башенной ностальгии, когда ещё более старшее, чем я, поколение говорит с восторгом о прошлом: «вот в советское время…», я могу сказать, что было и многое из того, что как говориться «ни в какие ворота не лезло». Розничная продажа пива – это одно из таких явлений.

Нельзя сравнивать современное пиво и культуру его покупки с тем, что было тридцать лет назад. Возможно так было не везде, но совершенно точно могу сказать – Новосибирские окраины это яркий пример, антисанитарии, хамства и если хотите, социальной несправедливости.

Наглые лица… нет, хари продавцов разливного пива, зарабатывающие в месяц чуть ли ни как главный инженер крупного завода, остаются в памяти как яркое свидетельство того, насколько загнивало советское общество.

Текст: Алексей Машанов

МАТЕРИАЛ СОДЕРЖИТ ИНФОРМАЦИЮ О ТОВАРАХ, УПОТРЕБЛЕНИЕ КОТОРЫХ МОЖЕТ НАВРЕДИТЬ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]