Температура замерзания некоторых сортов вина. Плотность вина
В таблице представлены значения температуры замерзания вина tзам различных сортов и плотность вина ρ при 20°С. Рассмотрены вина Северного Кавказа, Дагестана, Крыма, армянские, грузинские вина и другие.
Температура замерзания любого вина ниже -3°С, она определяется содержанием в нем сахара и спирта и для каждого сорта имеет определенное значение. Например, температура замерзания красного вина составляет величину от -5,8 до -3,9°С; портвейн замерзает при температуре около минус 11°С; белое вино начинает замерзать при его охлаждении до температуры -6…-4°С.
Температура замерзания вина напрямую связана с величиной его плотности. Плотность вина может быть как меньше, так и больше плотности воды. Ее значение определяется в первую очередь концентрацией спирта и сахара. Белые, розовые и красные вина, как правило, легче воды — их плотность при температуре 20°С ниже 998,3 кг/м3. Наиболее плотными являются такие вина, как мускат, портвейн и кагор.
Первыми, при невысокой отрицательной температуре (около минус 4°С) начинают замерзать белые и красные столовые вина, имеющие наименьшую плотность. Вина с большей плотностью замерзают при более низких температурах. Например, наименьшую температуру замерзания имеют такие вина, как кагор (до минус 12,7°С), мускат (до минус 14,2°С), грузинское вино Салхино №3 (до минус 15,1°С).
Температура замерзания и плотность различных сортов вина
Сорт вина | tзам, °С | ρ, кг/м3 |
Вина Северного Кавказа | ||
Белое столовое вино купажное | -3,95 | 996 |
Каберне Абрау | -5,4 | 994,3 |
Красное столовое вино Кизлярское | -3,9 | 995,8 |
Мадера старая | -12,15 | 1005,9 |
Мускат | -13,5 | 1064,2 |
Мускатель | -10,8 | 1049,2 |
Портвейн белый | -11,4 | 1017,1 |
Портвейн красный | -11,6 | 1010,2 |
Портвейн розовый | -10,1 | 1016,1 |
Рислинг Абрау | -4,8 | 992,8 |
Рислинг анапский | -5,1 | 992,1 |
Розовое столовое вино Кизлярское | -4,25 | 995,1 |
Вина Дагестана | ||
Кагор №25 | -12,2 | 1049,8 |
Портвейн №33 | -11,8 | 1022,8 |
Саперави №4 красное столовое | -4,6 | 996,2 |
Вина Грузии | ||
Карданахи №39 | -11,6 | 1033,2 |
Красное столовое вино №18 | -5,8 | 994,6 |
Ркацители Кахетинское | -5,4 | 993,3 |
Ркацители Цинандали №64 | -6 | 990,8 |
Саамо №4 | -12 | 1032,4 |
Салхино №3 | -15,1 | 1097,7 |
Саперави Напареули №47 | -6,2 | 994,3 |
Вина Азербайджана | ||
Акстафа | -12 | 1033,9 |
Кара-Чанах Ркацители | -13 | 1060,8 |
Красное столовое вино | -5,8 | 993,8 |
Матраса красное столовое вино | -6,2 | 994,4 |
Садилы столовое белое вино | -4,9 | 992,4 |
Вина Южного берега Крыма, «Массандра» | ||
Алиготе Ай-Даниль | -5 | 992,5 |
Бордо Ай-Даниль | -5,8 | 994 |
Кагор «Аю-Даг» | -12 | 1059,7 |
Мадера «Массандра» | -11 | 1001,9 |
Мускат «Массандра» | -12,4 | 1084,9 |
Портвейн белый «Алупка» | -12 | 1022,7 |
Вина Армении, «Арарат» | ||
Белое Васкеваз | -6,55 | 996,4 |
Белое столовое | -5,1 | 992 |
Белое столовое Агавпатун | -8,1 | 994,7 |
Кагор | -12,7 | 1055,8 |
Мадера | -12 | 1014,2 |
Мускат белый | -14,2 | 1071,7 |
Мускат розовый | -13,2 | 1071,2 |
Портвейн «Айгешат» | -14,1 | 1026,2 |
Розовое Камарлинское | -6 | 933,2 |
Вина Узбекистана | ||
Бахтиори белое столовое | -5,4 | 991,5 |
Буаки десертное вино | -13,6 | 1058,2 |
Портвейн белый №26 | -11,2 | 1021,1 |
Портвейн красный №54 | -9,8 | 1033,4 |
Узбекистон | -17 | 1085,6 |
Вина Туркмении | ||
Ашхабатское крепкое вино | -11,2 | 1002,7 |
Мадера Ашхабатская | -11,2 | 1016 |
Портвейн белый | -11,6 | 1023 |
Ингредиенты для производства
В каких странах и на каких деревьях растет кешью
Для изготовления водки в производственных условиях необходимы:
- спирт водочный высокого качества;
- вода подготовленная умягченная;
- различные добавки для придания напитку определенного вкуса и запаха (глюкоза, лимонная кислота, фруктовая цедра, сухое молоко, мед, яйца и т. д.).
Спирт для производства водки регламентируется ГОСТ Р 51652-2000 «Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья» (смотрите: все о водке). Согласно документу для изготовления водки используют спирты:
- Альфа — из зерновой пшеницы или ржи. Наиболее чистый качественный спирт, идущий для изготовления водки самого высокого качества.
- Люкс — из зерна и картофеля в любых пропорциях при содержании крахмала картофеля не более 35%. Спирт, прошедший несколько ступеней очистки, идет для производства водки премиум-класса.
- Экстра — из зерна и картофеля глубокой очистки для изготовления водки среднего качества.
- Базис — из зерна и картофеля с содержанием крахмала не более 60%. Для производства водки среднего ценового сегмента.
- Высшей очистки — из зерна, картофеля, патоки, свеклы в любых соотношениях. Фильтрация минимальная для удаления сивушных масел. Используют для ликеров, настоек, водки эконом-класса.
- Первого сорта — для производства алкоголя не используется.
Определение температуры замерзания вина по крепости и содержанию сахара
Температура замерзания вина и виноматериалов зависит от содержания в них спирта и сахара. Сладкие и крепкие вина замерзают при более низких температурах. По таблице можно определить значение температуры замерзания любого вина и виноматериалов крепостью от 7 до 20% и концентрацией сахара от 0 до 30 грамм на 100 мл напитка.
С увеличением концентрации спирта температура замерзания вина понижается. Увеличение концентрации сахара также приводит к снижению температуры замерзания. Например, по данным таблицы, при содержании сахара в напитке 30 грамм на 100 мл и объемной концентрации спирта 20% температура замерзания вина составит величину минус 29,5°С.
Источник: Чубик И. А., Маслов А. М. Справочник по теплофизическим характеристикам пищевых продуктов и полуфабрикатов. М.: Пищевая промышленность, 1970 — 184 с.
Учимся понимать вино. Часть 2. «Его Величество – ВКУС!»
Итак, в предыдущей статье «Учимся понимать вино. Цвет и Аромат» мы довольно подробно разобрались со структурой и цветом вина, а также с тем – каким образом можно оценить все нюансы аромата «прекрасного дара виноградных лоз».
Теперь наконец-то настала очередь разобраться со ВКУСОМ.
А знаете ли вы, что если бы человечество пошло бы на поводу у Платона и верных ему последователей, то мы бы все сейчас сидели на берегу океана, реки или на краю какого-то поля и мистически наблюдали, наплевав на удовольствия от еды, напитков, аромата цветов и парфюмерии?
Ибо за 5 веков до Рождества Христова, мудрый старичок провозгласил вкус и обоняние – никому не нужными и даже вредными органами чувств, развивать которые было сродни вандализму. Он считал, что самое простое, что может произойти с теми, кто будет принюхиваться и распробовать пищу – это щекотание собственных рецепторов, а самое плохое – превращение в дикарей, которые используя развитое обоняние, гурьбой бегут по следу раненого оленя…
Да уж – вот бы нам не повезло, будь его “когорта” настойчивей!
Однако, мы с вами все же счастливцы, и, пусть даже вулканы извергают свои лавы, а на Землю, светясь, летит огромный и мерзкий астероид, мы не прекратим получать удовольствие от прекрасного круассана с мягким маслом и утренним кофе, а также наслаждаться ароматикой и вкусом бокальчика великолепного Шабли.
Давайте сразу договоримся, что вкус вина настолько «мега-мощная» тема, что я с болью в сердце и с большим трудом вынужден ограничить размер размещаемой здесь информации. И постараюсь давать самое главное и самое важное – лаконично и понятно.
Итак, поехали…
Высоколобые дяди-ученые доказали, что вкус всего, что попадает в наш рот (в том числе и вина) — определяется связкой «рецепторы — мозг».
В среднем, у человека практически везде в ротовой полости (а не только на языке) — располагаются несколько тысяч специальных нервных окончаний, связанных с мозгом нейронными связями.
Рецепторы, как и прочие ткани тела человека, обновляются, причем довольно быстро, в среднем – раз в несколько дней.
Именно поэтому, если мы обожжем язык и перестанем временно ощущать вкусы, то через несколько дней способность чувствовать к нам вернется.
Чтобы легче было понимать и разбираться во вкусе вин — разобьем его восприятие на несколько различных ступеней.
Сначала выделим основные свойства вина, влияющие на восприятие его вкуса, и как следствие – на итоговую оценку вина и наше мнение о нем.
Это Плотность, Сахаристость, Кислотность, Танинность, Минеральность, Спиритуозность, Оттенки, Послевкусие. И финальный показатель — Баланс.
Все вышеперечисленные параметры вина «вкупе» как раз и формируют «полную картину» его вкуса и определяют (конечно совместно с ароматом) — нравится нам вино или нет, насколько оно подходит к определенной пище, способно ли оно длительно храниться, взять ли его «на шашлык» с нехитрыми закусками, или подать в самый торжественный момент, без какого-то гастро-сопровождения, наслаждаясь каждым глотком.
Категория 1 — Плотность (или «тельность»).
Наверное вы замечали, что одни вина, по ощущениям «как водичка» — наливаются в бокал легко, не оставляя на стенках бокала длительно стекающих струек.
Другие же, наоборот, льются так, как будто вы наливаете в бокал растительное масло или даже кефир: медленно, тягуче, оставляя на стекле бокала, который вы слегка повращали, плотные и широкие, медленно сползающие вниз т.н. «ножки».
От чего же зависит плотность вина?
Плотность и ее ощущение во вкусе зависит от количества сахара, алкоголя и глицерина. Глицерин в вине, несомненно — природного происхождения (меньшая его часть — просто из ягод, бОльшая – появляется после вторичного брожения).
Классические пределы содержание глицерина в винах – от 4 до 15 г/куб.дм.
И чем наши три вышеперечисленных параметра больше, тем более плотным ощущается для нас вино.
Категория 2 — Сахаристость.
Вернее – концентрация остаточного сахара в вине. Почему остаточного?
Да потому, что разные концентрации сахара остаются в получившимся вине обычно по воле винодела. Именно он решает — когда остановить ферментацию (брожение), чтобы бактерии не переработали весь сахар в алкоголь.
Если винодел не остановит брожение, и весь сахар, содержащийся в соке винограда превратится в алкоголь, то вино будет совершенно сухим.
По количеству сахара вина делятся на сухие, полусухие, полусладкие и сладкие.
Цифры остатка «сахарка», присущие каждой градации вин по сахару (кстати – у всех винодельческих стран свои нормы по категориям содержания сахара в вине), примерно следующие:
Сухое вино — до 3-4 г сахара на литр.
Полусухое вино — от 5 до 18 г/литр
Полусладкое вино — от 18 до 45 г/литр
Сладкое вино — более 45 г/литр
(в «специальных» винах – крепленых, полудесертных, десертных и наконец — ликерных, которые мы пока рассматривать не будем — концентрация сахара колеблется от 30 до 300 г/литр)
Как вы конечно понимаете, чем бОльшая концентрация сахара имеется в вине, тем более сладким это вино кажется при употреблении. Сильное охлаждение бутылки с вином слегка снижает восприятие в нем сладости.
Категорию вина по содержанию сахара мы всегда можем найти на задней этикетке (контр-этикетка) любой бутылки. Ибо при пересечении таможенной границы РФ импортеры (да и наши производители тоже) обязаны указывать содержание сахара, чтобы органы таможни отнесли вино к той или иной категории по содержанию сахара для процесса «растаможки».
Так же нелишним будет заметить, что чем выше сладость вина — тем сложнее нам находить и распознавать самые тончайшие естественные вкусы, которыми это вино обладает и которые присущи конкретному сорту винограда.
Категория 3 – Кислотность.
Один из очень важных показателей вина, указывающий на наличие кислот в вине и их мощность.
Для особо интересующихся перечислю самые основные кислоты, которые в том или ином количестве можно найти в винах:
– Нелетучие кислоты: молочная, гликолевая, винная, яблочная, янтарная, лимонная, пировиноградная, 2-кетоглютаровая, дикетоянтарная, галловая, бензойная, оксибензойная, кофейная, коричная и оксикоричная.
-Летучие кислоты: уксусная, пропионовая, масляная, капроновая и изовалериановая, линолевая, олеиновая и линоленовая.
Величина кислотности напрямую влияет на вкус и восприятие вина, а также на то, с какими блюдами это вино будет гармоничнее употреблять.
Уровень кислотности в винах зависит от сорта винограда (места и климата при его выращивании), а также от метода производства вина.
Одними из самых кислотных белых вин являются невыдержанные (молодые) вина из винограда сортов Совиньон Блан, Ондарраби (известное Чаколи), Рислинг, Алиготе, а из красных — это вина из Пино Нуара, Гамэ, Барберы, Альянико, Санджовезе.
Высокая кислотность в вине определяется как повышенная и пронзительная кислинка и едковатость.
Некоторые вина настолько кислотны, что способны почти сразу вызвать оскомину на языке (как, например, при поедании недозрелого ананаса или лимона), пощипывание в ранках на языке или на слизистой рта.
Людям, страдающим гастритом (уж не говоря о язве) нужно избегать таких вин, у многих изжога начинается даже не при употреблении, а уже только от вдыхания аромата кислотного вина (это как отжатый лимон понюхать).
Однако кислотность (особенно средняя или слегка повышенная) выполняет в винах такую важную функцию, как консервация — позволяя винам храниться дольше чем менее кислотные, «созревать» (при этом процессе кислотность несколько падает), посредством чего их вкус и питкость улучшаются.
Вина, без присутствия кислот или с очень низким их содержанием – на вкус блеклые, пустоватые, «тусклые».
Ценители, дегустаторы вина, а также виноделы и гастро-шефы давно подметили особенность кислотных вин — взаимодействовать с «соленостью» закусок. При употреблении солоноватых блюд — кислотное вино воспринимается и пьется легче.
В целом, чем выше кислотность вина, тем более пикантная закуска должна его сопровождать.
Категория 4 — Танинность.
Танинами называют химические соединения (полифенолы) естественного происхождения, «заполучаемые» от винограда в процессе производства вина.
Во вкусе мы чувствуем танины как вяжущие, терпковатые, горьковатые привкусы у вина.
Для понимания (на что похожа танинность) этого ощущения можно привести аналогию — например, если вы круто заварите черный чай (5-6 ложек заварки на чашку вместо классической — одной) вы и ощутите танинную терпкость и вяжущие ноты на слизистой и языке.
Эти вещества содержатся в шкурке, косточках ягод винограда, а также в виноградных гребнях (веточках грозди), которые иногда попадают в сусло при создании вина.
Танины — неотъемлемые спутники в основном красных вин (реже — розовых и уж совсем редко — белых).
Повышенная танинность, наряду со сладостью и плотностью, умело маскирует повышенную кислотность в вине.
Вместе с кислотностью, сахаристостью и прочими составными элементами вкуса вина — танины играют очень важную роль в СБАЛАНСИРОВАННОСТИ вина.
Мощность ощущаемых нами танинов почти целиком зависит от сорта винограда (наиболее «танинные» сорта: Сагрантино, Таннат, Скьява, Барбера, Каберне Совиньон, Гамэ, Неббиоло, Мурведр, Пти Вердо, Монтепульчано, и ряд других), но и конечно от метода производства вина.
Категория 5 — Минеральность.
Часто, почвы «под виноградом» крайне далеки от классической и понятной нам «земли», на которой все растет в огороде «у Бабы Нюры».
Минеральность, т.е. присутствие во вкусе вина нот «минерального» характера, а именно – оттенков мокрого или сухого камня (гранит, галька, кремний), сухой извести (алебастр, гипс), глины, пыли, мела, пудры, мокрой почвы, тонов «подлеска», солноватых «морских» нот (водоросли, ноты створок пустых ракушек и т.д.) — в основном формируется именно под воздействием разных типов почв в месте, где рос и был собран виноград.
Почвы, участвующие в формировании минеральных нот бывают различные. Наиболее часто встречаются и оказывают воздействие на оттенок минеральности во вкусе известняковые, песчано-гравийные, сланцевые, мергелевые, кремниевые, вулканические, гнейсовые почвы, а также почвы из бурой глины и гранитные.
Категория 6 — Спиритуозность.
Выражается в двух основных видах — жжении и покалывании (это легко прочувствовать, если слегка «прополоскать» ротовую полость небольшим количеством водки или другого крепкого напитка из «молодых» спиртов), а также — в специфическом привкусе самого алкоголя (спирта).
Несомненно, даже при высоком содержании спирта, вина более плотные, сладковатые, танинные и имеющее множество вкусовых нюансов, пьются гораздо легче прочих.
Восприятие спиритуозности выше при согревании вина, особенно белого и розового.
Явное ощущение спиритуозности во вкусе тихого вина (не учитывая варианты крепленых и десертных вин, типа портвейна или хереса) — это скорее недостаток.
Категория 7 — Оттенки вкуса.
Об оттенках, которые мы можем найти во вкусе вина можно написать целый трактат.
Основных оттенков не менее сотни, но опросив винных экспертов — мы можем набрать уже несколько сотен слов и словосочетаний, которыми можно охарактеризовать те многочисленные нюансы вкуса, которые может «поймать» в вине наш вкусовой аппарат.
Чем больше вкусов человек узнал и запомнил за свою жизнь (причем пробуя одно и то же не раз) — тем больше у него возможностей полно и точно охарактеризовать все оттенки вина.
При анализе и фиксации вкуса вина, эксперты, как правило, «пробегают» по категориям вкуса.
Основные категории я изложу для вас ниже:
- фруктовые (персики, груши, лимон, помело, айва, вишня, слива, личи, маракуйя и т.д.)
- ягодные (красные (малина, клубника и т.д.) и черные (голубика, ежевика и т.д.) – как свежие или подвяленные, так и засушенные)
- травянистые и древесные (травы свежие и сухие, дуб, экзотические сорта дерева)
- цветочные (полевые, садовые, тропические, засохшие (гербарий) и т.д.)
- овощные (спаржа, кабачок, ревень, сельдерей, горошек, болгарский перец и т.д.)
- специй и пряностей (разные типы перца, ваниль, корица, гвоздика и т.д.)
- животные («скотный двор», шкура, дубленая кожа, парное молоко (вымя))
- дымные и копченые (торф, копченое мясо, деготь)
- заготовки (варенья, джемы, сахарный сироп (патока), моченые яблоки, огуречный рассол и т.д.)
- хлебные и кулинарные (дрожжи, выпечка, шоколад, булка-бриошь, какао, солод и т.д.)
- химические (керосин, гудрон, лаки и краски)
- минеральные (сухой и мокрый камень, мел, почва и т.д.)
- медовые (липовый и цветочный мед, медоносные травы, воск от медовых сот)
- маслянистые (ощущение, как будто «жуешь» растительное или растопленное сливочное масло — такое часто встречается в плотном, выдержанных в американском дубе, винах из Шардоне, в серии мускатных вин, траминеров)
- бальзамические, хвойные, грибные и прочие категории
Мозг винного профессионала, как компьютер, моментально извлекает из памяти тысячи сохраненных в памяти вкусов, сравнивая запомненный эталон с тем, что он нашем в тестируемом вине.
И как вы понимаете — улучшить качество и глубину вашего восприятие и анализа вкуса вина можно пополняя вашу «базу оттенков» периодическими пробами «всего и вся».
Речь идет конечно о съедобной части продуктов – гудрон и керосин пробовать не нужно. Уверен – фантазия поможет в «экстраполяции» ароматов того же керосина и смолы – ко вкусу. Хотя я точно знаю, что некоторые «гуру винных дел» на полном серьезе предлагают ученикам «лизать» морскую гальку, гранит и прочие минеральные и химические вещества…
А чего стоят эпитеты, присваиваемые оттенкам в вине некоторыми сомелье и экспертами (приведу для вас несколько, наиболее «веселых»):
- нотки заячьего брюшка и мокрая шкура кабана (животные тона)
- копченая слива (обычный нюансы в винах из Пинотажа)
- раздавленная на мху клюква (ягодный и минеральный тон в Пино Нуарах)
- ноты старых пыльных книг в антикварной лавке (минеральные оттенки немного перележавших красных вин)
- тона автозаправки (бензиново-«петрольные» нотки в выдержанных Рислингах)