Вкус и впечатление от вина в значительной степени зависит от того, из чего вы его пьете. Вы однозначно ощутите разницу, если устроите сравнительную дегустацию, например, пино нуара из обычного стакана и из бокала под названием «Бургундия». Почему так происходит, какие бывают виды и разновидности бокалов для вина и в чем их отличия, а также как укомплектовать домашнюю винотеку правильными бокалами для дегустации вин, подскажут эксперты L-Wine.
Хотите знать больше о гастрономических сочетаниях, тонкостях выбора лучших бокалов для вина и подаче напитков? Подписывайтесь на информационные рассылки L-Wine! Для вас — скидка 35% на всю коллекцию (и на различные виды бокалов в том числе). Укажите свой e-mail и получите промокод на скидку!
Форма и размер винного бокала, глубина и диаметр чаши определяют, как раскрываются вкус и аромат вина в бокале. Вы сами легко в этом убедитесь и ощутите разницу, если попробуете выпить Совиньон Блан из обычного маленького бокала для белого (что будет правильным выбором), а потом из шарообразного бургундского бокала. В 70-е годы должное влияние формы и видов бокалов на органолептические свойства вина доказал австриец Клаус Ридель. Благодаря его революционному открытию и классификации посуды для дегустаций сегодня существует широкий выбор специальных бокалов для всех популярных сортов винограда: от пино нуара и мерло до кьянти и зинфанделя.
Капелька истории
Какова была первая емкость для вина?
Точно утверждать конечно невозможно, однако с большой долей уверенности можно сказать, что выбор будет из двух вариантов: либо это емкость из подручных материалов (например, из засушенных тыкв или выскобленного дерева) либо (у тех же, кто побогаче) -из полого рога от давно одомашненных к тому времени животных: тура, быка или барана.
Столетия мелькали как калейдоскоп, рог сменили скифосы и краторы, затем средневековые кубки и братины, и даже такие причудливые варианты как Мастос (получивший свое название благодаря форме, напоминающей женскую грудь).
Форма Мастоса была такова, что его было невозможно поставить на стол, не допив налитое вино – так же как и при использовании рогов животных.
В начале 1800-х годов в Англии изобрели способ сделать стеклянные изделия (в том числе и сосуды для пития вина) довольно недорогими и самое главное — гораздо менее хрупкими.
И дело пошло.
С началом века 19-го появляется «Его Величество — Бокал», практически доступный всем (от французского «bocal», что значит «банка»). Одиночные экземпляры стеклянных бокалов, правда на очень короткой ножке, конечно были и до него (стекло в средние века делали уже довольно сносно, особенно в Венеции (см. «Мурановское стекло»)). Однако стоимость таких винных емкостей реально «кусалась».
Итак, с 19-го века ножка бокала стала расти — от 1,5-2 до 8 и более сантиметров, бокал стал похож на те варианты, которые мы можем встретить в магазинах.
Удлиненной ножки требовали не только правила эстетики (люди держали бокал за ножку и не «лапали» саму чашу с вином, что было эстетически очень ценно), но и правила подачи вин нужной температуры (при удержании бокала с вином «за чашу», вино быстро нагревалось до ненужной никому температуры тела).
В веке же 19-м, дегустаторы вин и сомелье решительно начали настаивать на использовании уже специфических форм у бокалов, в зависимости от типа вин.
Все чаще и чаще бокалы делались просто из прозрачного стекла, ибо наблюдать как вино играет на свету, за переливами его прекрасного цвета (особенно розовых вин) — стало очень эстетично.
В настоящее время, бокалы из толстого, замутненного или цветного стекла для подачи вин (не говоря уже оп ластиковых и полностью металлических бокалах) – стали просто моветоном.
Как выбрать?
- для начала необходимо определиться, какой алкогольный напиток вы будете употреблять: красное, белое или игристое, так как от вида алкоголя зависит и вид фужера;
- обозначить для себя предельную стоимость, которую вы готовы отдать за изделие, потому что хрусталь всегда стоит дороже стекла, но зато намного надёжнее и прочнее;
- предварительно можно осмотреть товар, подержать в руке – ножка может быть слишком короткой, чаша узкой, фужер тяжелый. У каждого свои предпочтения, поэтому рекомендуется покупать в таком магазине, где дают возможность вернуть товар или предварительно осмотреть.
В рейтинге предоставлены лучшие изделия из хрусталя и обычного стекла. В основном стоимость фужеров не совсем низкая, что может многих разочаровать. Но качественные бокалы никогда не будут дёшево стоить, потому что большинство из них делаются вручную, а не машиной.
Оптимальная ароматика
Профессиональные сомелье и винные эксперты всего мира признали — одно и то же вино в процессе оценки его аромата показывает довольно отличающиеся друг от друга результаты в различных типах бокалов (разной формы и объема).
Однако, как вы понимаете, иметь дома хотя бы по паре приведенных в таблице бокалов даже для супер любителя вина — несомненно великая роскошь и огромная проблема.
Поэтому все мы конечно слегка оптимизируем нашу «бокальную коллекцию», как правило, до 2 – 3 типов бокалов для белого, 2 – 3 для красного, 2 – 3 для игристого, ну и конечно – нескольких разных вариантов для прочих типов вин.
Почему же происходит так, что в разных бокалах мы чувствуем все по-разному?
Обратимся, как это называется, к «физике процесса».
Любое вино при наполнении им какой-либо емкости начинает испаряться. Легкие («летучие») составляющие, в виде содержащихся в вине эфиров, альдегидов, летучих кислот и некоторых других соединений «радостно» устремляются вверх.
Спирты, содержащиеся в вине, а также имеющий место нагрев вина (от прохладного состояния до комнатной температуры) еще более активизирует этот процесс.
Именно все это, исходящее из «бокальной чаши», мы и воспринимаем как аромат вина.
Форма современных бокалов, особенно тех, что заужены кверху, призвана «аккумулировать» для нас ароматику.
В «правильных» бокалах любители могут распознать даже самые легкие и невесомые нюансы аромата, собранные (сконцентрированные) на выходе из так называемой «чаши» – стеклянной емкости в которой и содержится налитое вино.
Этикет дегустации и употребления
Во время дегустации напитки наливают сначала женщинам, потом мужчинам. Порядок такой:
- светлые сорта, после них темные;
- сухие, за ними десертные;
- легкие, потом крепкие;
- игристые напитки идут в конце.
Разные сорта льют в отдельные бокалы.
Помещение
Пьют вино понемногу. Напиток сначала нужно пригубить, смочив верхнюю губу, потом попробовать на язык.
Оценка по внешнему виду
Налитое вино оценивают, приподнимая бокал. Определяют интенсивность цвета, блеск, прозрачность. Обращают внимание на пузырьки и осадок в стекле.
Вдохните вино
После внешней оценки напитка делают глубокий вдох, чтобы почувствовать аромат. У хорошего вина не бывает отголосков запаха серы или дрожжей.
Затем еще несколько раз вращают бокал в руке, вдыхая аромат. Потом пьют.
Вкусовые ощущения
Вино бывает со сладким или кисловатым, горьковатым или солоноватым вкусом. Белые лучше сохраняют природную сладость ягод. Розовые (например, «Пино Гриджо») имеют освежающий или горьковатый, как у тоника, привкус.
Попробовав, вы можете почувствовать единственный компонент букета. Значит напиток не высокого качества.
Послевкусие
Вкус вина остается во рту еще долго. С первого глотка не всегда можно прочувствовать винный букет. Постепенно у вас будут возникать все новые вкусовые ощущения.
Оптимальный вкус
Особенности расположения рецепторов на нашем языке также слегка, но влияют на восприятие тонов и нюансов вкуса.
На кончике языка находится зона, где сладость ощущается слегка сильнее, с боков — весомее чувствуются кислотные нотки, ближе к гортани — горькие оттенки вкуса.
Именно это и продиктовало использование бокалов с разным объемом, шириной «горла» бокала и его формой.
Если наше вино очень кислотное — то горлышко в бокале нам нужно иметь поуже, чтобы вино текло в гортань, по возможности минуя боковые и нижние зоны языка.
Таковы бокалы для игристых брютов и некоторых кислотных белых вин.
Если вино не очень кислотное, но довольно легкое и элегантное, то наоборот, отверстие чаши бокала может быть и пошире, чтобы вино разом попадало на все области языка и слизистой — для наиболее оптимальной оценки самых легких нюансов его вкуса.
Теперь продемонстрируем и разберем поподробнее самые востребованные варианты бокалов, которые должны быть в каждом доме любителя и ценителя вина.
Советуем прочесть
- Самогон из сахара – простой рецепт приготовления
- Разные варианты рецептов приготовления виски в…
- Как и какие приготовить коктейли с мартини
- Когда укрывать виноград на зиму и как это делать правильно
- Изготовление самогона из сахара и дрожжей
- Бурбон: что это напиток и в чем секрет его популярности
- Самогон из риса: как сделать домашний дистиллят по…
- Выращивание винограда в Подмосковье: специфика,…
- Учимся различать бокалы для красного и белого вина
Бокалы для игристого (шампанского)
Основных варианта три: «флейта», «креманка», «тюльпан».
«Флейта». Вытянутая форма бокала позволяет насладиться цветом и красивой игрой пузырьков (французы называют это «перляж»). Однако ароматика из такого бокала ощущается крайне бедно. Вкус — также не оптимально, однако высококислотные игристые из такого бокала пить немного приятнее, чем из прочих.
В «креманке» (помните — такой бокал протягивал Ди Каприо в «Великом Гетсби») игристое всегда будет казаться несколько кислее, чем в других бокалах, это связано с широкими краями и огромной чашей. Однако ароматика, наоборот — рассеивается и будет трудноуловима.
Оптимальным вариантом и компромиссом, будет использование для игристых (особенно для премиальных: сделанных традиционным методом и длительно выдержанных, а также – «миллезимных», выпущенных в самый удачные года (год урожая в этом случае «четко» указывается на этикетке)) бокала типа «тюльпан».
Вытянутая форма позволяет оценить красивый перляж, а загнутые и довольно широкие ближе к верху, края, дадут возможность насладиться прекрасным ароматом и вкусом.
Однако, зачастую сомелье и винные профессионалы, «жертвуя» наблюдением за перляжем, отдают предпочтение при оценке и употреблении игристых вин обычному бокалу для белого «тихого» вина среднего объема (300-450 мл), о котором мы расскажем ниже…
Из каких материалов делают фужеры для вина
Чаще всего изготовители применяют обычное стекло. Прозрачные стенки позволяют оценить цвет напитка. Иногда используют цветные материалы, но они больше подходят для недорогих легких вин. Вот основные варианты изготовления винных сосудов:
- Освинцованное стекло. Прозрачный материал, который не скрывает цвета жидкости. Единственный недостаток – повышенная хрупкость и, как следствие, недолговечность.
- Хрустальное стекло. При производстве исключено использование свинцовых соединений. Изготовленные из этого материала предметы легкие и прочные. Но цена выше, чем у моделей, выполненных из стекла.
- Хрусталь. Нечасто используется для производства винных фужеров, поскольку не может обеспечить необходимую прозрачность стенок. Алмазные грани искажают цвет жидкости.
Вино не должно нагреваться, чтобы вкусовой букет не нарушался, к чаше не прикасаются пальцами.
Производитель Riedel (разработчик классификации) предлагает также приобрести необычные бокалы. Черный цвет не позволит разглядеть, что находится внутри. Подобные модели предназначены для «слепых дегустаций», когда сомелье требуется определить сорт вина на основе вкусовых характеристик и запаха.
Перед первым глотком следует произвести круговое движение, что позволит усилить испарение, аромат напитка.
Бокалы для белых тихих вин
Белые тихие вина в большинстве своем имеют не очень мощную ароматику (за исключением некоторых вариантов вин из Совиньон Блана, Гевюрцтраминера, вин мускатной группы, выдержанного Шардоне и т.д.) — поэтому практически всегда для них используются бокалы с округлой чашей и зауженным верхом.
Объем таких бокалов колеблется от 300 до 500 мл. Про такие бокалы можно сказать, что они «классические» – с формой, напоминающей оливку.
Часто в них наливают не только белое, но и розовое и даже красное вино — на многочисленных винных фестивалях, салонах и выставках с круговыми дегустациями.
Последнее время в моду вошли бокалы с плоским дном, которые также хорошо передают ароматику и вкус, но выглядят, на мой суровый взгляд, слегка более элегантно.
Бокал для красных тихих вин
Красные тихие вина, по сравнению с белыми и розовыми, уже группа гораздо более обширная.
В ней очень много вариантов вин (а соответственно и идеальных бокалов для них), весомо различающихся друг от друга «тельностью» (она же плотность), танинностью (она же «терпкость» и «вяжущесть» – если можно так сказать), кислотностью, ароматикой, вкусом и послевкусием.
И поэтому, оптимальных бокалов для красного вина несколько.
Бокал для Бордо
Вина Бордо, а также прочие среднетельные и полнотелые вина, обладающие довольно мощной ароматикой (сюда добавляем вина из Санджовезе (Кьянти), Темпранильо (Риохи и прочих испанских регионов), Гарначи и Кариньяна, Монастреля (он же Мурведр), Сиры (он же Шираз), Каберне Совиньон, Примитиво (он же Зинфандель), вин из ГСМ Роны (ассамбляж Гренаша, Сиры и Мурведра) и прочих схожих) — прекрасно раскрывается и пьется именно в бокалах подобной формы.
Бокал для Бургундских вин
Вино из Пино Нуара, будучи «королем» красных вин Бургундии, да в прочем, и всей Франции, обладает довольно легким и элегантным ароматов. И именно поэтому, вина для него должны наливаться и питься из бокалов с повышенной площадью соприкосновения стекла и вина. Невысокая кислотность и легкий аромат продиктовали создание именно такой «пузатой» версии бокальной чаши, но несомненно, с небольшим аккумулирование ароматики на выходе их нее.
Помимо Пино Нуаров, в таких бокалах будут отлично себя «чувствовать» и восприниматься такие же легкие и ненасыщенные вина из Менсии, Нерелло Маскалезе, некоторых, сделанных в элегантном стиле вин из Неббиоло и Мерло.
Дегустационные бокалы
Специально, для дегустаций и более точного анализа всего многообразия нюансов вкусо-ароматики и прочих параметров вина — многие любители и профессионалы используют бокалы не только большого объема, но и более оригинальной формы, позволяющей «выжимать» из аромата и вкуса практически все. В этих бокалах отлично себя чувствуют как легкие, так и довольно весомые по своим параметрам красные тихие вина.
Формы таких бокалов следующие.
Бокал с оригинальной формой «кокона» на последнем снимке, созданный компанией Chef&Sommelier из Франции по замыслу его создателей — должен несколько раз «сжимать и разряжать» ароматику вина так, чтобы чередовать волны легкие и концентрированные — для как можно более полного раскрытия самых тонких нюансов в винах.
Бокалы для крепленых (десертных, ликерных) вин
Такие бокалы имеют значительно более меньший объем, чем бокалы для обычных сухих и полусухих тихих вин.
Почему? Да потому что ароматика этих вин очень мощная, однако и содержание алкоголя (спиртов) — также довольно высокое. Поэтому специальные бокалы позволяют наслаждаться ароматикой и вкусом этого сорта вин, без «давления» паров алкоголя.
Портвейн и мадеру пьют из вот таких бокалов, со средним объемом в 150-250 мл.
Херес часто подают в бокалах тюльпанообразной формы с укороченной ножкой. Объем таких бокалов обычно не превышает 150 мл.
Использование, чистка и хранение бокалов для вина
Теперь я дам вам несколько советом по использованию, чистке и хранению ваших прекрасных «чаш» для вина и их использованию. Итак:
- Бокалы — не рюмки для водки, их не стоит охлаждать.
- Храните бокалы в закрываемом дверцей шкафу. Так пыль и посторонние сильные ароматы не попадут в чашу бокала. Так бокалы не будут случайно задеты и разбиты.
- Наполняйте бокал не более, чем на треть (а при дегустации — и того меньше), так вы оставляете большую часть бокала пустой — для наиболее полного раскрытия ароматики вина.
- Наливать бокал наполовину или больше, а также подливать вашему спутнику или другу вино в бокал, где оно еще не закончилось — дурной тон.
- Красные вина можно разлить по бокалам несколько заранее, они могут немного постоять. Причем чем более старое и выдержанное вино мы имеем — тем время «отдыха в бокале» может быть больше. Однако не забывайте и об оптимальной температуре, что первично.
- Держите бокал за ножку. Можно немного повращать вино в бокале перед тем, как вдохнуть ароматику, но лучше сначала потренироваться дома, прежде чем делать это в заведении или в гостях, если вы не очень умудрены в винах.
- Если есть возможность, при дегустации используйте один бокал для одного вина. Если возможности нет — руководствуйтесь правилом: вначале игристые, затем легкие белые, потом — более мощные белые, затем все то же самое в отношении розовых. После «розэ» — начинайте работать с красными винами. Крепленые вина идут после всех.
- Для оценки аромата — наклоните к себе бокал примерно на 45 градусов. И слегка «погрузите» в него кончик носа, причем лучше не в середину, а чуть ближе к нижнему краю (идеально — в первой трети диаметра горлышка бокала).
- Не забывайте — рот и нос связаны носоглоткой. И если при дегустации вы вначале глотнули вина из бокала, то восприниматься ароматика будет уже сложнее (она покажется вам легче и с меньшим количеством нюансов). Поэтому, если хотите полно и глубоко оценить ароматику, вначале несколько раз, через перерывы, втяните носом и оцените все нюансы из бокала. Только все поняв в аромате — делайте глоток.
- Даже в белых винах есть т.н. «красящие» частички (не говоря уже о красных винах с их танинами) — поэтому несмотря на споласкивание бокалов водой, со временем, бокал начнет мутнеть, темнеть и окрашиваться в буроватый или желтоватый цвет. Время от времени оценивайте прозрачность бокалов, глядя через стекло на свет. Если бокалы загрязнились — помойте их внутри и снаружи специальным ершиком на ручке и питьевой содой с капелькой воды. Переверните и поставьте бокал на сушку на 10-20 минут. Потом — аккуратно протрите изнутри и снаружи сухой белой салфеткой или безворсовым полотенцем — чтобы на стенках не осталось следов от высохших капель воды.
- Вы конечно спросите меня про мойку бокалов в посудомоечной машине. Ответ на этот вопрос неоднозначный. Дело в том, что в таблетках и специальных порошках содержатся довольно мощные химические реагенты, которые со временем — наносят вред даже стеклу. Плюс — перепады температур между мойкой «почти кипятком» и сушкой (вытаскиванием в комнатную температуру). Плюс — даже при аккуратной укладке посуды бывают случаи, когда под напором воду кружки, тарелки или ножи «путешествуют» в процессе мойки, падают набок. И бокал может быть теоретически разбит. Как и везде, в любом деле есть две стороны. Вот и я сделал бы так: недорогие толстостенные бокалы индустриального производства — мыл бы без особого риска. А вот если ваши бокалы — премиальные, из очень тонкого стекла и ручной работы — то пожалуй я мыл бы из очень аккуратно и — вручную.
- Ну и конечно, старайтесь не оставлять ваши дорогущие бокалы в рискованных местах, особенно там, где есть маленькие дети и домашние животные. Думаю кошаки и собаки разбивают примерно половину, из навсегда потерянных для любителя вина, бокалов.
Часть 2. Аксессуары
Для вина существует столько приборов, что механики в автосервисе отдыхают. Покупать кучу непонятных (и часто недешевых) аксессуаров ни к чему, если вы, конечно, не фетишист и не сомелье в запущенной стадии. Но есть вещи, которые точно будут полезны.
а) 100% нужно в хозяйстве
Нож сомелье
Штопор обычный бытовой — вещь родная, но в плане удобства сильно проигрывает ножу сомелье. Им можно и фольгу на бутылке красиво подрезать, и пробку вытащить — сидя в метро, лежа в бассейне, стоя на лыжах. И даже не натереть мозоль, вскрыв пару ящиков вина для домашней вечеринки.
Поищите нож с двумя рычажками-ступенями (правильно называется «нож сомелье двухступенчатый»). И берите сразу две-три штуки, они вечно куда-то теряются.
б) Всякие недорогие мелочи, пригодятся
Градусник-браслет
Надел его на бутылку — через минуту точно знаешь, какая температура у вина. И можно не ощупывать судорожно стекло и не гадать, подержать бутылку в холодильнике еще час или все уже дошло до положенных 14 градусов.
Вакуумная пробка, она же герметизатор
Любите растянуть бутылку вина на два вечера, а то и поболее? Есть резон купить вакуумную пробку. Это такое хитрое приспособление, состоит из мини-насоса и собственно пробки, из пластика или силикона. Вставил пробку, откачал воздух, закинул вино в холодильник. Бывают упрощенные варианты, без насоса — просто герметичная силиконовая пробка.
Чем плоха «родная» пробка от вина? Она то распухла и в горло не лезет, то не вылезает назад без штопора, а может еще и «протухнуть» внутри бутылки, если холодильник морозит в щадящем режиме, и поддать прелости в вино.
Дропстоп, а по-нашему каплеуловитель
Это такой гибкий, маленький диск из металлизированной бумаги. Сворачивается в воронку, вставляется в горлышко бутылки, заставляет вино литься аккуратно. Навсегда избавляет от подтеков на бутылке, бокале, рубашке и где там еще я вчера вином наследил?