Еще по одной: как шнапс стал частью немецкой культуры


Если туристам, знающим традиции Германии, задать вопрос, что пьют немцы, наиболее часто встречающимся ответом будет – пиво. Кто-то назовет шнапс или глинтвейн.

Но предпочтения взрослых жителей ФРГ не ограничиваются только этими видами спиртного. Среди производимых в стране алкогольных напитков выделяются те, что относятся к наиболее распространенным и популярным.

Шнапс: от лекарства до застольного ритуала

Шнапс (от слова «schnappen» — «заполучить быстрым движением» — так в немецком языке обозначают крепкие алкогольные напитки. Обычно это дистилляты без добавок с содержанием спирта около 40 процентов. И хотя само слово «шнапс» получило распространение в 19-м веке, употреблять этот напиток начали гораздо раньше. В Средневековье крепкий алкоголь считался лекарством — примерно с 15-го века его назначали пациентам в минимальных дозах. Пить его до сильного опьянения и неадекватного поведения начали позже — на это указывают первые запреты на алкоголь в праздничные дни в начале 16-го века.

Емкость для шнапса в форме свиньи, 19-й век

Сначала «жженое вино» (Branntwein), как тогда называли шнапс, делали из злаков, потом научились и из картофеля. Такое «вино» было популярно среди крестьян — оно было дешевле пива и виноградного вина. Постепенно шнапс стали ценить как продукт, умеренное потребление которого способно поднять настроение и улучшить общение в компании. Так он превратился в атрибут застолий и социальную компоненту.

Для алкогольных напитков использовались различные емкости. В мюнхенской экспозиции представлены более 60 различных сосудов, отражающих культуру потребления алкоголя за последние пять столетий. На постоялых дворах шнапс разливали из бутылок в простые стеклянные рюмки. Емкости в виде фигурок собак, свиней или медведей, а то и с эротическими очертаниями украшали столы на званых обедах и ужинах, которые устраивали аристократы, — такая посуда служила предметом для разговоров и развлечения гостей. В экспозиции представлена и самая старая деревянная бутылка из известных в Германии.


Деревянная бутылка 1618 года

Она датирована 1618 годом и украшена надписью, свидетельствующей о том, что сосуд был подарком в знак дружбы.

Как пить шнапс

Шнапс пьют из обычных рюмок небольшими порциями по 20-30 мл. Чтобы почувствовать аромат исходного сырья, фруктовый (вишневый, персиковый, грушевый и т.д.) шнапс подают при температуре 16-20°C. Сначала медленно вдыхают пары спирта и только потом опрокидывают рюмку. Злаковые сорта, не обладающие уникальным ароматом, употребляют сильно охлажденными. Шнапс закусывают фруктами, баварскими колбасками, сосисками и селедкой.


Германские традиции: закусывать шнапс картофелем, мясом и сосисками, а потом запить пивом

Еще один способ – положить в коньячный бокал дольку фрукта, из которого сделан шнапс, затем налить сам напиток. Перед дегустацией дольку вынуть из бокала и понюхать. Выпить шнапс, закусить фруктом из бокала.

В Гамбурге и Ганновере шнапс запивают белым не фильтрованным пивом. Но это сочетание приводит к быстрому опьянению. Поэтому если для вас шнапс слишком крепок, лучше разбавить его минеральной водой без газа или фруктовым соком, но не пивом.

Что и как пьют немцы

Первые упоминания о винокурне в Германии относятся к 1507 году. Особое распространение небольшие винокурни получили в 19-м веке. В частности, в 1830-е годы только в Пруссии их было около 17 тысяч. И если на севере больше специализировались на производстве шнапса из злаков или картофеля, на юге было развито изготовление крепкого алкоголя из черешни, яблока, груши или сливы. Местные власти поощрали выращивание плодовых деревьев, чтобы развивать сельское хозяйство и пополнять казну за счет налогов на алкоголь.

До сих пор киршвассер — буквально «вишневая вода» — или просто кирш — один из самых известных сортов шнапса в Германии. И сегодня многие немецкие винокурни, которые производят шнапс из фруктов (Obstbrand), традиционно расположены в центральной и южной части страны.


Киршвассер — известный сорт шнапса с юга Германии

В 2021 году «фруктовый шнапс» хотя бы раз в месяц употреблял каждый десятый немец. По популярности он уступает травяным и сливочным ликерам, занимая примерно такие же позиции в рейтинге, как и водка. Всего в 2021 году (последние данные) каждый житель страны старше 18 лет в среднем выпил около пяти литров алкогольных напитков с высоким содержанием спирта. Однако начиная с 1970-х готов эта цифра постепенно снижается.

В целом в Германии изготовлением высокопроцентного алкоголя занимаются около пяти десятков предприятий. Для сравнения, по данным за 2021 год, пивоварен примерно в пять раз больше, а винодельческих хозяйств — в 240 раз больше. Многие производители крепкого алгоголя делают ставку на премиум-сегмент и гурманов. Как утверждают профильные объединения, эксклюзивные региональные напитки даже в пандемию приносят прибыль.

Смотрите также:

Алкоголь и дети

В Германии действует закон, согласно которому дети должны быть защищены от употребления алкоголя. В соответствии с ним, действуют следующие нормы:

  • Детям до 14 лет запрещено употреблять алкогольные напитки
  • Детям 14-15 можно употреблять пиво, вино или коктейли из этих напитков, но только в присутствии родителей
  • 16-17 можно свободно распивать пиво и вино, но только с 5 утра до 24 часов ночи
  • Все прочие алкогольные напитки разрешено употреблять только по достижении совершеннолетия

Обсуждаются предложения ввести унифицированный налог на напитки с обозначением содержания алкоголя. В Германии критикуется, что подросткам с 16 лет разрешено покупать вино и пиво. Порог предлагается поднять до 18 лет. Контрольные закупки показали, что в трети случаев продавцы нарушают возрастной порог. Проблемой является и цена. Пол-литра пива стоит 20 центов, крепкий алкоголь — 4 евро.

Многообразие марок и сортов

Многие известные марки немецкого пива уже давно производят крупные международные концерны. Однако в Германии до сих пор сохранились многочисленные малые предприятия: в целом здесь работают около 1350 пивоварен и производится около 5500 марок пива. В 2015 году общий объем производства этого напитка в ФРГ составил 96 млн гектолитров: это второй по величине показатель в Европе.

  • Пожалуйста, еще кружечку: пиво по закону

  • Германия

    В Германии запрещена продажа алкоголя на автозаправочных станциях с 10.00 до 18.00. В марте 2010 года германская земля Баден-Вюртемберг также ввела у себя ночной сухой закон.

    В стране действует и норма минимальной цены на крепкий алкоголь. Так водка и шнапс сегодня в Германии должна стоить не менее 9 евро (380 рублей) за бутылку 0,5.

    Законодательство Германии не поощряет пьяниц. А алкоголики по закону должны пройти курс лечения. А осуждённые за границей лица, совершившие преступления на почве злоупотребления алкоголем, могут быть снова наказаны в Германии.

    А, если немецкий трудящийся проработал более пяти лет на предприятии, и вдруг выясняется, что он стал алкоголиком, работодатель должен оплатить лечение, и стоит оно очень дорого.

    Oettinger…

    …является основной торговой маркой одноименного семейного предприятия. Компания работает по принципу дискаунтера: высокое качество по низкой цене, прямые продажи и отсутствие рекламы. Помимо главной пивоварни в городке Эттинген, пивные заводы компании расположены и в Готе, Мёнхенгладбахе и Брауншвайге. Oettinger — одна из самых популярных марок пива в Германии.

  • Пожалуйста, еще кружечку: пиво по закону

  • Потребление пива в Германии

    Достигнув своего пика в 1980 году, объемы потребление пива в Германии продолжают неуклонно снижаться. Если 35 лет назад в ФРГ на душу населения приходилось почти 146 литров пива в год, то в 2015 году — меньше 106 литров. Между тем среднестатистический чех выпивает заметно больше — 144 литров в год.

  • Пожалуйста, еще кружечку: пиво по закону

  • Кто пьет больше: возраст, образование и пол типичных любителей выпить

    Согласно исследованию, опубликованному Немецким центром по проблемам наркозависимости (DHS) в 2021 году, в 2021 году 3 миллиона немцев в возрасте от 18 до 64 лет имели проблемы с потреблением алкоголя. Из-за этого в том же году умерло 74 тыс. человек.

    По данным масштабного исследования Института Роберта Коха (RKI), проведенного в 2021 году, никогда не употребляют алкоголь в Германии 16,9% женщин и 10,3% мужчин. А 13,8% женщин и 18,2% мужчин потребляют опасно высокие количества алкогольных напитков хотя бы раз в неделю.

    Если говорить о возрасте, то наиболее часто сравнительно много алкоголя потребляют немцы в возрасте от 45 до 64 лет. В этой группе иногда злоупотребляют 17,2% женщин и 21,7% мужчин.

    Распространенность рискованного потребления выше среди высокообразованных женщин, чем среди женщин с более низким уровнем образования.

    Для высокообразованных мужчин старше 65 лет риски так же высоки, как и среди женщин. Несмотря на это, в возрастной группе мужчин от 18 до 64 лет нет заметной связи между образованием и рискованным потреблением.

    Торговая марка Krombacher…

    …с 1922 года принадлежит семье Шадеберг (Schadeberg). Частная пивоварня, расположенная в городке Кройцталь в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия, является одной из крупнейших в ФРГ. Krombacher Pils с объемом продаж в 4,2 млн стал самой популярной маркой пива сорта Pilsner, а безалкогольное пиво Krombacher — лидером в этой категории. Krombacher — спонсор немецкой бундеслиги и «Формулы-1».

  • Пожалуйста, еще кружечку: пиво по закону

  • Пивоварня Bitburger…

    …основана в 1817 году в одноименном немецком городке. Нынешние владельцы — семья Симон (Simon) — унаследовали бизнес от своего предка, пивовара Валленборна (Wallenborn). В 1951 году компания впервые представила свой слоган «Пожалуйста, еще кружечку!». На сегодняшний день Bitburger продается в 60 странах мира и является третьей по популярности маркой пива на немецком рынке.

  • Пожалуйста, еще кружечку: пиво по закону

  • Алкоголь в Германии: регионы-лидеры по потреблению

    Среди мужчин доля тех, кто употребляет алкоголь в опасном количестве, самая низкая в земле Шлезвиг-Гольштейн (14,7%). С другой стороны, более 22% мужчин довольно много пьют в Берлине, Саксонии и Тюрингии.

    Распространенность рискованного потребления среди женщин значительно выше в Гамбурге (16,7%), а также в Берлине (16%), Баварии (15,3%) и Гессене (15,3%). Меньше всего женщин, злоупотребляющих алкогольными напитками, в Бранденбурге (9,4%).

    По данным другого исследования, опубликованного в 2021 году в журнале BMC Public Health, немцы, живущие на востоке и юге Германии, чаще употребляют алкоголь с повышенным риском, чем те, кто живет на севере и западе страны.

    «Исторические различия в потреблении алкоголя между Восточной и Западной Германией могут объяснить градиент потребления алкоголя с востока на запад», — пишут исследователи. Ученые указывают на ту социальную роль, которую играл алкоголь на территории бывшей ГДР.

    Также исследователи указали, что причиной более частого потребления алкоголя на юге является распространенность фестивалей, связанных с алкоголем, таких как Октоберфест. Заметную роль в распространении алкоголя играет культура общественного потребления спиртных напитков в таких местах, как пивные сады.

    Ведущие производители пива в мире

    График наглядно демонстрирует: по сравнению с международными концернами, немецкие производители пива — просто карлики. Лидер глобального пивоваренного рынка Anheuser-Busch InBev готовится к объединению со своим главным конкурентом — концерном SABMiller. Объем сделки составляет более 100 м лрд долларов: в мае 2015 года Еврокомиссия должна принять решение о ее соответствии правилам конкуренции в ЕС.

  • Пожалуйста, еще кружечку: пиво по закону

  • Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]